Cловарь терминов

ай: принцип гармонии и целостности.

айкидо: современное учение о гармонии между противоположностями во вселенском масштабе.

айкидзюцу: древняя техника боя, основанная на принципе согласованности между атакой и защитой.

айки-тайсо: базовые упражнения айкидо.

аси: нога или стопа.

аюми-аси: переменный шаг.

бу: японское слово, означающее «военный, воинский»; используется в сложных словах, таких как буси.

будзюиу: воинские искусства.

буси: воин.

бусидо: кодекс чести буси.

гаку: надписи и лозунги, расположенные на стенах додзё.

ги: униформа, обычно белого цвета, используемая в большинстве школ боевых искусств; в айкидо она носится под хакама.

гэдан: нижняя часть тела на уровне опущенной руки.

дан: разряд.

дзё: шест.

дзёбадзюну: техника боевого искусства верховой езды.

дзедан: поднятое положение руки.

дзё-ката: формальные упражнения с шестом.

дзёсеки: верхняя часть татами, противоположная симосеки.

дзёдза: другое название камидза: верхнего места для сидения на татами.

дзю: принцип гибкости, приспособления, а также непротивления.

дзюдо: «путь гибкости», дисциплина, развитая из древней техники дзюдзюцу и этики будо мастером Дзигоро Кано (1860—1938).

до: метод, или «путь», дисциплина или философия, имеющая моральную и духовную подоплеку.

додзё: тренировочный зал, где практикуются боевые искусства; в монастырях дзэн — зал духовных упражнений, медитации и концентрации.

Единая Точка: обозначение хара, или Центра, ставшего известным широкому кругу практикующих благодаря популяризации доктрины айкидо усилиями Коити Тохэя — Главного Инструктора Хомбу Додзё в Токио.

дзарэй: церемониальный поклон в положении сидя.

дзадзэн: поза для медитации и упражнение, практикуемое в Школе дзэн-буддизма, а также в других дисциплинах.

иайдзюцу: древний метод ведения боя, основанный на совершенствовании начального движения меча.

иккё; иккадзё: удержание номер 1.

ирими: движение вхождения.

ирими-нагэ: название, в общем случае означающее бросок номер 1, а в частности — бросок номер 2.

йари: прямое копье.

йаридзюиу: техника использования прямого копья.

йавара: древний метод ведения боя, основанный на принципе согласия (во); некоторые авторы считают, что он представляет собой первую форму гармонии (ай) и гибкости (дзю).

йокомэн-учи: удар по дуге в боковую часть головы.

йонкё: удержание номер 4.

кайтэн-нагэ: бросок номер 3.

камаэ (гамаэ): поза.

камидза: верхнее место для сидения на татами, противоположное симодза.

кайтэн: круг; колесо.

каратэ: метод ведения боя, использующий в качестве оружия все части тела, базирующийся в основном на использовании рук для ударов (кара — пустой; тэ — рука). Был введен в Японии Фунакоси Гитином (1869-1957). ката: формальное упражнение, состоящее из серии медленных и однородных по своему стилю движений.

катана: японский меч.

ката-тори: захват плеча.

кататэ-тори: захват одной руки с той же стороны (гяку — атака номер 1) или с противоположной стороны (ай-ханми — атака номер 2).

кататэ-тори рётэ-мочи, или рё-кататэ-тори: захват двумя руками одной руки (атака номер 3) или двух рук (атака номер 4).

ки: сосредоточенная, согласованная энергия, считающаяся энергией самой жизни.

когусоку: древний метод ведения боя, упоминавшийся в древнейших повествованиях о боевых искусствах в связи с кумиучи и сумо.

кокю: полное растяжение тела.

кокю-доса: специальное упражнение на растяжение.

кокю-хо ундо: базовое упражнение номер 10.

кокю-нагэ: термин, означающий бросок номер 1 и вообще все прочие броски.

коси (госи): боковые поверхности таза; бедра.

коси-нагэ: бросок номер 4.

котэ-гаэси: удержание номер 7.

котэ-маваси хо: удержание номер 2.

кохо тэнто ундо или кохо укэми ундо: базовое упражнение номер 19.

кумиучи: древний метод ведения боя.

кэмпо: древнее боевое искусство, родственное китайскому боксу (шаолинь-цюань) и каратэ.

кю: разряды, предшествующий данам.

кюдо: «путь лука и стрелы», японское искусство стрельбы из лука.

ма-ай: основная дистанция.

Мифунэ Кюдзо: великий учитель дзюдо (1883-1965).

миги: правая сторона.

мунэ-цуки: удар кулаком в низ живота.

Миямото Мусаси: знаменитый фехтовальщик, живший в XVII веке и создавший стиль фехтования двумя мечами на основе собственной школы боевых искусств.

нагэ: ученик, использующий для нейтрализации дейсгвий атакующего укэ стратегию айкидо.

нагината: изогнутое копье, некогда применявшееся японскими монахами и самураями; также искусство его использования.

нафудакакэ: табличка с названием в додзё.

никё; никадзё: удержание номер 2.

ниндзюцу: техника ниндзя, японских наемных воинов и шпионов.

рицурэй: приветствие в положении стоя.

рю: школа (боевых искусств).

самурай: член военно-феодального сословия.

санкакутай: геометрическая фигура устойчивости и потенциального движения, в которой ноги располагаются треугольником; принята в айкидо и других боевых искусствах.

санкё, санкадзё: удержание номер 3.

сатори: буддийское понятие: просветление, или мгновение интенсивного, полного осознания.

саю-ундо: базовое упражнение номер 13.

сэйдза: сидячая поза.

сихо-нагэ: удержание номер 6.

симосеки: нижняя часть татами, противоположная дзёсеки.

симодза: нижнее место для сидения на татами, прогивоположное камидза.

синто: «путь богов»; национальная религия Японии, основанная на культе предков.

синтай: прямолинейное движение.

сидзэнтай: основная, естественная стойка.

сёмэн-учи: прямой удар сверху вниз в голову.

суми-отоси: бросок номер 10.

сумо: традиционная японская борьба.

тачи-ойоги: боевое искусство плавания в доспехах.

тай-сабаки: круговое движение.

тайсо: базовое упражнение айкидо.

тайкёку: японское название китайского символа целостности и равновесия (Тайцзи).

тамбо: искусство использования короткой палки.

тантодзюцу: техника метания ножа.

татами: ковер или циновка, на которых практикуются боевые искусства.

тэгики: древний метод ведения боя.

тэкуби-дзёхо коса ундо: базовое упражнение номер 12.

тэкуби-коса ундо: базовое упражнение номер 11.

тэкуби-синдо: базовое упражнение номер 3.

тэдори: древний метод ведения боя.

тэгатана: внешняя сторона кисти руки при использовании ее в качестве лезвия меча.

тэнчи-нагэ: бросок номер 9.

тэнкан: круговое движение, вращение.

удэ-фури ундо: базовое упражнение номер 15.

укэ: ученик, атакующий нагэ; испытывает на себе защитную стратегию айкидо своего противника.

укэми: кувырки, падения.

усиро кара-тори: атака номер 9.

усиро куби-симэ: атака номер 10.

усиро хидзи-тори: атака номер 8.

усиро тзкуби-тори (или усиро-рётэ-тори): атака номер 7 и базовое упражнение номер 17.

усиро тори: атаки номер номер 11 и 12.

усиро тори ундо: базовое упражнение номер 16.

хакама: юбка-брюки, надеваемая поверх ги.

хамми (ханми): оборонительная стойка.

хаппо ундо: базовое упражнение номер 9.

хара: тандэн. Единая точка, Центр бытия, брюшной центр силы и др. (в китайских боевых искусствах и цигун —Дантянь). Область живота, расположенная на два пальца ниже пупка и вглубь тела, где размещен энергетический резервуар, обеспечивающий быстрые и мощные действия.

харагэй: искусство развития хара.

хидари: левая сторона.

цуги-аси: преследующий шаг.

чудан: центральное (по высоте) положение рук.

Шаолинь(-цюань): древний китайский стиль бокса, считающийся предтечей каратэ и других жестких боевых искусств, в дословном переводе — «шаолиньский кулак». Шаолинь — чань-буддийский монастырь в китайской провинции Хэнань.