ай: принцип гармонии и целостности.
айкидо: современное учение о гармонии между противоположностями во вселенском масштабе.
айкидзюцу: древняя техника боя, основанная на принципе согласованности между атакой и защитой.
айки-тайсо: базовые упражнения айкидо.
аси: нога или стопа.
аюми-аси: переменный шаг.
бу: японское слово, означающее «военный, воинский»; используется в сложных словах, таких как буси.
будзюиу: воинские искусства.
буси: воин.
бусидо: кодекс чести буси.
гаку: надписи и лозунги, расположенные на стенах додзё.
ги: униформа, обычно белого цвета, используемая в большинстве школ боевых искусств; в айкидо она носится под хакама.
гэдан: нижняя часть тела на уровне опущенной руки.
дан: разряд.
дзё: шест.
дзёбадзюну: техника боевого искусства верховой езды.
дзедан: поднятое положение руки.
дзё-ката: формальные упражнения с шестом.
дзёсеки: верхняя часть татами, противоположная симосеки.
дзёдза: другое название камидза: верхнего места для сидения на татами.
дзю: принцип гибкости, приспособления, а также непротивления.
дзюдо: «путь гибкости», дисциплина, развитая из древней техники дзюдзюцу и этики будо мастером Дзигоро Кано (1860—1938).
до: метод, или «путь», дисциплина или философия, имеющая моральную и духовную подоплеку.
додзё: тренировочный зал, где практикуются боевые искусства; в монастырях дзэн — зал духовных упражнений, медитации и концентрации.
Единая Точка: обозначение хара, или Центра, ставшего известным широкому кругу практикующих благодаря популяризации доктрины айкидо усилиями Коити Тохэя — Главного Инструктора Хомбу Додзё в Токио.
дзарэй: церемониальный поклон в положении сидя.
дзадзэн: поза для медитации и упражнение, практикуемое в Школе дзэн-буддизма, а также в других дисциплинах.
иайдзюцу: древний метод ведения боя, основанный на совершенствовании начального движения меча.
иккё; иккадзё: удержание номер 1.
ирими: движение вхождения.
ирими-нагэ: название, в общем случае означающее бросок номер 1, а в частности — бросок номер 2.
йари: прямое копье.
йаридзюиу: техника использования прямого копья.
йавара: древний метод ведения боя, основанный на принципе согласия (во); некоторые авторы считают, что он представляет собой первую форму гармонии (ай) и гибкости (дзю).
йокомэн-учи: удар по дуге в боковую часть головы.
йонкё: удержание номер 4.
кайтэн-нагэ: бросок номер 3.
камаэ (гамаэ): поза.
камидза: верхнее место для сидения на татами, противоположное симодза.
кайтэн: круг; колесо.
каратэ: метод ведения боя, использующий в качестве оружия все части тела, базирующийся в основном на использовании рук для ударов (кара — пустой; тэ — рука). Был введен в Японии Фунакоси Гитином (1869-1957). ката: формальное упражнение, состоящее из серии медленных и однородных по своему стилю движений.
катана: японский меч.
ката-тори: захват плеча.
кататэ-тори: захват одной руки с той же стороны (гяку — атака номер 1) или с противоположной стороны (ай-ханми — атака номер 2).
кататэ-тори рётэ-мочи, или рё-кататэ-тори: захват двумя руками одной руки (атака номер 3) или двух рук (атака номер 4).
ки: сосредоточенная, согласованная энергия, считающаяся энергией самой жизни.
когусоку: древний метод ведения боя, упоминавшийся в древнейших повествованиях о боевых искусствах в связи с кумиучи и сумо.
кокю: полное растяжение тела.
кокю-доса: специальное упражнение на растяжение.
кокю-хо ундо: базовое упражнение номер 10.
кокю-нагэ: термин, означающий бросок номер 1 и вообще все прочие броски.
коси (госи): боковые поверхности таза; бедра.
коси-нагэ: бросок номер 4.
котэ-гаэси: удержание номер 7.
котэ-маваси хо: удержание номер 2.
кохо тэнто ундо или кохо укэми ундо: базовое упражнение номер 19.
кумиучи: древний метод ведения боя.
кэмпо: древнее боевое искусство, родственное китайскому боксу (шаолинь-цюань) и каратэ.
кю: разряды, предшествующий данам.
кюдо: «путь лука и стрелы», японское искусство стрельбы из лука.
ма-ай: основная дистанция.
Мифунэ Кюдзо: великий учитель дзюдо (1883-1965).
миги: правая сторона.
мунэ-цуки: удар кулаком в низ живота.
Миямото Мусаси: знаменитый фехтовальщик, живший в XVII веке и создавший стиль фехтования двумя мечами на основе собственной школы боевых искусств.
нагэ: ученик, использующий для нейтрализации дейсгвий атакующего укэ стратегию айкидо.
нагината: изогнутое копье, некогда применявшееся японскими монахами и самураями; также искусство его использования.
нафудакакэ: табличка с названием в додзё.
никё; никадзё: удержание номер 2.
ниндзюцу: техника ниндзя, японских наемных воинов и шпионов.
рицурэй: приветствие в положении стоя.
рю: школа (боевых искусств).
самурай: член военно-феодального сословия.
санкакутай: геометрическая фигура устойчивости и потенциального движения, в которой ноги располагаются треугольником; принята в айкидо и других боевых искусствах.
санкё, санкадзё: удержание номер 3.
сатори: буддийское понятие: просветление, или мгновение интенсивного, полного осознания.
саю-ундо: базовое упражнение номер 13.
сэйдза: сидячая поза.
сихо-нагэ: удержание номер 6.
симосеки: нижняя часть татами, противоположная дзёсеки.
симодза: нижнее место для сидения на татами, прогивоположное камидза.
синто: «путь богов»; национальная религия Японии, основанная на культе предков.
синтай: прямолинейное движение.
сидзэнтай: основная, естественная стойка.
сёмэн-учи: прямой удар сверху вниз в голову.
суми-отоси: бросок номер 10.
сумо: традиционная японская борьба.
тачи-ойоги: боевое искусство плавания в доспехах.
тай-сабаки: круговое движение.
тайсо: базовое упражнение айкидо.
тайкёку: японское название китайского символа целостности и равновесия (Тайцзи).
тамбо: искусство использования короткой палки.
тантодзюцу: техника метания ножа.
татами: ковер или циновка, на которых практикуются боевые искусства.
тэгики: древний метод ведения боя.
тэкуби-дзёхо коса ундо: базовое упражнение номер 12.
тэкуби-коса ундо: базовое упражнение номер 11.
тэкуби-синдо: базовое упражнение номер 3.
тэдори: древний метод ведения боя.
тэгатана: внешняя сторона кисти руки при использовании ее в качестве лезвия меча.
тэнчи-нагэ: бросок номер 9.
тэнкан: круговое движение, вращение.
удэ-фури ундо: базовое упражнение номер 15.
укэ: ученик, атакующий нагэ; испытывает на себе защитную стратегию айкидо своего противника.
укэми: кувырки, падения.
усиро кара-тори: атака номер 9.
усиро куби-симэ: атака номер 10.
усиро хидзи-тори: атака номер 8.
усиро тзкуби-тори (или усиро-рётэ-тори): атака номер 7 и базовое упражнение номер 17.
усиро тори: атаки номер номер 11 и 12.
усиро тори ундо: базовое упражнение номер 16.
хакама: юбка-брюки, надеваемая поверх ги.
хамми (ханми): оборонительная стойка.
хаппо ундо: базовое упражнение номер 9.
хара: тандэн. Единая точка, Центр бытия, брюшной центр силы и др. (в китайских боевых искусствах и цигун —Дантянь). Область живота, расположенная на два пальца ниже пупка и вглубь тела, где размещен энергетический резервуар, обеспечивающий быстрые и мощные действия.
харагэй: искусство развития хара.
хидари: левая сторона.
цуги-аси: преследующий шаг.
чудан: центральное (по высоте) положение рук.
Шаолинь(-цюань): древний китайский стиль бокса, считающийся предтечей каратэ и других жестких боевых искусств, в дословном переводе — «шаолиньский кулак». Шаолинь — чань-буддийский монастырь в китайской провинции Хэнань.